Музыка: от стриминговых сервисов до винила

Музыкальный рынок уже несколько лет как вошел в фазу, когда музыки для широкой аудитории не существует ни на физических носителях, ни в виде файлов. Аудитория, которая предпочитает слушать музыку в том числе на виниловых пластинках и компакт-дисках, остается, но это, скорее, выбор из разряда экзотических. Для большинства владельцев смартфонов, ставших сегодня едва ли не основными проигрывающими устройствами, существуют стриминговые сервисы, «перезагрузившие» принцип организации персональной фонотеки и резко повысившие доступность новой музыки. За последние десять лет в Россию пришли работающие исключительно в легальном поле Apple Music, YouTube Music и, наконец, Spotify. Одновременно с ними пополняли свою фонотеку и повышали уровень сервиса отечественные «VK музыка» и «Яндекс.Музыка». На 1 февраля 2022 года у отечественных меломанов был максимально разнообразный за всю историю отечественного музыкального рынка выбор не только способов прослушивания, но и самой музыки. В конце февраля начался массовый исход западных компаний с российского рынка. Не избежали этой участи и звукозаписывающие лейблы, в том числе крупнейшие из них — Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. Но меломаны, слушающие музыку на стриминговых сервисах (в России они по-прежнему доступны), по мнению Дмитрия Павлова, генерального директора коммуникационного агентства All Star Media, этого ухода заметить не должны:

 «Весь каталог ранее загруженных треков доступен для стриминга, скачиваний и так далее. С новыми иностранными загруженными каталогами проблем тоже пока нет. Возникнут ли они позже? Захотят ли компании запретить прослушивание новой иностранной музыки российским правообладателям — вопрос остается открытым. По моему мнению, до этого не дойдет, так как подобный шаг повлечет за собой огромные денежные потери, которые не нужны ни исполнителям, ни лейблам, ни магазинам».

Александр Кушнир, писатель, продюсер, генеральный директор PR-агентства «Кушнир-продакшн», считает, что музыки все-таки станет меньше, но в этом есть свои плюсы: «Буквально месяц-полтора назад у потребителей музыки была проблема: ее стало слишком много. Ее навязывали стриминговые сервисы, ее навязывали лейблы, ее навязывали YouTube, радиостанции и телеканалы. Аудитория находилась под сильным давлением. И сейчас наступает этап, когда потребители станут разборчивее: им никто не будет ничего навязывать или, по меньшей мере, сила давления на нее ослабнет. У человека появится возможность набирать в поисковике название группы — YouTube пока никто не отменял — и слушать ту группу, которую он хотел бы услышать. Музыка не станет запретной, ее просто станет меньше. В Москве, в Питере, в Екатеринбурге ни один пластиночный магазин не закрылся. Наоборот, они переживают подъем, видимо потому, что есть люди, которые готовы инвестировать остатки сбережений в винил и компакт-диски». Виктор Устенко, CEO All Star Media, также обращает внимание на резко возросшее в среде ценителей музыки значение физических носителей, которые, как казалось еще совсем недавно, ушли в прошлое. Но мало того, появился повод вспомнить, что и формат музыкальных файлов имеет значение:

«Меломаны прежде всего люди, которые особенно трепетно относятся к музыкальному материалу. Для них качество играет значительную роль. Если речь идет о стриминговых сервисах, особенного качества там искать не стоит. Меломаны до сих пор используют физические носители, такие как винил, ленты, кассеты и даже CD. Для многих ценителей музыкального продукта имеет значение возможность владеть этим продуктом: ты его купил, можешь подержать в руках, пощупать. Это не эфемерное нечто, которое в любой момент может исчезнуть. И в iTunes был смысл. В юридическом плане ты приобретаешь песню, у тебя не могут ее изъять, ведь ты заплатил деньги, чтобы ее скачать. У меломанов свои устройства для прослушивания, свои форматы: FLAC, AudioCD, SACD и другие. Данные форматы стриминговые площадки не предоставляют».

Компании пока ничего не запрещают — это делают сами музыканты. Первой с подобного рода заявлением выступила группа Pink Floyd, разместив 11 марта на своем сайте объявление о том, что все работы рок-группы начиная с 1987 года, а также сольные альбомы Дэвида Гилмора будут недоступны на всех мировых площадках. Речь идет о пяти сольных альбомах Дэвида Гилмора и только о трех альбомах Pink Floyd, в том числе об A Momentary Lapse of Reason, который был издан еще в Советском Союзе и в который входит композиция Learning to Fly — последний хит великий группы и один из самых известных в СССР, благодаря тому что клип на эту песню многократно транслировали по центральному телевидению. Но к альбомам — визитным карточкам группы, таким как The Dark Side of the Moon (1973), Wish You Were Here (1975), The Wall (1979), доступ, если следовать тексту объявления, остается. И хотя Дэвид Гилмор попрежнему влиятельный музыкант, его форма протеста на момент написания этого текста не получила распространения в музыкальной индустрии. Уязвимой стороной в этой ситуации оказались музыканты, которые подписали договор с приостановившими свою деятельность в России лейблами и выпускали через них свои релизы:

«Вся проблема заключается в том, что многие артисты подписаны по исключительным договорам, — поясняет Дмитрий Павлов, — и согласно условиям не имеют права уйти к кому-либо еще, но при этом не могут выпускать релизы через своих мейджоров, так как те приостановили работу. Поэтому многие музыканты оказались в замкнутом круге, выйти из которого можно исключительно с помощью юристов. По сути, пока компания и ее юридическое лицо существуют в России и лишь приостановили свою деятельность, все контракты продолжают действовать, и артисты должны выполнять их условия. Артисты подписывали их и получали огромные денежные авансы. По этой причине и контракты столь длительные (например, на семь лет). Только на таких условиях артисты подписывались, не думая о том, что с ними здесь может что-то произойти».

Что касается тех отечественных музыкантов, кто еще не попал в категорию звезд, то для их карьеры открываются новые пути. Отказ западных музыкантов гастролировать на территории России (от их выступлений меломаны и так отвыкли за время пандемии) — один из самых вероятных вариантов развития ситуации. Первой от российских гастролей отказалась победительница «Евровидения-2021» итальянская группа Måneskin: ее концерты в Москве и Санкт-Петербурге были намечены на март. И на фестивалях в этом году ждать зарубежных музыкантов, как и в предыдущие два пандемийных года, ждать, скорее всего, не приходится. «На днях подтвердилось, что фестиваль “Дикая мята” состоится, — говорит Александр Кушнир. — Там выступают сто артистов, и планировалось, что пятнадцать-двадцать из них будут западными. Это означает, что молодые русские группы получат пятнадцать-двадцать шансов себя проявить. Понадобились тектонические сдвиги, чтобы возникла такая лазейка. Похожая ситуация складывается и с другими фестивалями начиная от Ural Music Night и до “Рок-индюшат”». Отечественная музыкальная индустрия может оказаться в новой для себя ситуации — она еще не сложилась, обозначились лишь ее контуры. Пока она всего лишь продолжение ограничений, с которыми музыкантам приходилось справляться в ситуации пандемии, когда у них не было возможности проводить концерты, и в результате и сами музыканты, и организаторы концертов лишились доходов. Что будет происходить в ближайшие годы в новых политических и экономических условиях, когда концерты разрешены, но у продюсеров нет возможности пригласить на гастроли крупных зарубежных звезд, музыкальной индустрии еще предстоит осознать и пережить. Самые большие ожидания у ее представителей связаны с появлением новых музыкальных звезд, которые станут голосом эпохи, самые большие опасения — с возвращением во времена, когда потребители не считались с авторским правом. Слишком долгий путь был пройден от пиратского потребления музыки до цивилизованного, и слишком много усилий было для этого затрачено. 

Источник.